вторник, декабря 19, 2006

Статья в "The Independent" об Ирэн Жакоб

В "The Independent" промелькнула статья "Irene Jacob: The picture of innocence". Наконец дошли руки обсудить то, что я прочитал в ней. Излагать планирую в абсолютно вольном стиле - буду вырывать и переводить отдельные куски, не соблюдая последовательности, разбавлять их своими замечаниями и кадрами из фильмов. Текст статьи выделен отступом. Остальное - мои комментарии.

Читать дальше...

Некоторых кинокритиков - в особенности мужчин средних лет - актриса из Швейцарии Ирэн Жакоб приводит в состояние какого-то необыкновенного восхищения. Когда вышло переиздание наиболее известной киноработы актрисы - фильма Кшиштофа Кесьлёвского "Двойная жизнь Вероники", даже самым непреклонным обозревателям не удавалось скрыть то, что они неравнодушны к Ирэн. "С годами мои чувства не угасли" - пишет в "The New Yorker" Энтони Лэйн. "Чистая, щемящая сердце красота Ирэн Жакоб - вот что в первую очередь бросается в глаза", восторгается The Guardian.

Раз уж я столь рьяно взялся комментировать случайно увиденную статью об Ирэн, было бы нелепым с моей стороны пытаться скрыть свою причастность к этому клубу зачарованных поклонников. Но при этом я постараюсь быть объективным и беспристрастным, исследуя вместе с автором статьи секрет этого очарования.

Фильмы Кесьлёвского с Ирэн Жакоб, действительно замечательны. "Три цвета: Красный" был для меня потрясением. Но значение Ирэн в магии этих фильмов, не так-то просто осознать. Его легко как переоценить так и, наоборот, недооценить.

Тот факт, что после "Двойной жизни Вероники" Ирэн сделала в кино совсем немного, лишь добавляет таинственности ее портрету. Она сыграла главную роль в фильме Кесьлёвского "Red" (1994), и, хотя, впоследствии продолжала регулярно сниматься, с этими двумя ранними работами уже ничего не могло сравниться.

Честно скажу, кроме двух картин Кесьлевского, я не видел никаких фильмов с Ирэн. Но охотно принимаю на верю это утверждение.

Джефф Эндрю, программный директор London's National Film Theatre, говорит, что нет ничего удивительного в том, что после фильмов Кесьлёвского актриса на всех последующих съемках в своей карьере чувствовала себя несколько не в своей тарелке. "Общаясь с ней, понимаешь, что Кесьлёвский построил фильмы вокруг нее самой" - говорит Эндрю.

Вот так, ни больше, ни меньше. Если на роль Вероники Ирэн попала, можно сказать случайно (изначально планировалась американская актриса Энди Макдауэл), то про фильм "Три цвета: красный", известно, что уже сам его сценарий создавался в предположении, что главную роль будет играть именно Ирэн. Таким образом, сама актриса стала прототипом героини фильма Валентины.

В фильме "Три цвета: красный" сюжет сталкивает Валентину с пожилым судьей - человеком который слишком хорошо знаком с темной стороной человеческих душ, чтобы у него оставались какие-либо радужные иллюзии по поводу этого мира и людей в нем живущих. И он увидит в молодой девушке Валентине нечто, что заставит его убедиться: не смотря на весь свой жизненный опыт, он все-таки был не до конца прав.

Убедить старого судью очень непросто. Но бесконечно сложнее убедить еще одного прожженного скептика - зрителя! Можно что угодно написать в сценарии, приправить это сколь угодно проникновенной музыкой, но зритель заявит, что его внутренний Станиславский просигнализировал о дешевом обмане, и с отвращением отвернется. Я не могу говорить за всех зрителей, но, полагаю, что к моему мнению присоединятся многие: Ирэн победила нашего внутреннего скептика. Точно так же решительно и безрассудно, как она вошла в дом странного старика, она приходит к нам, рискуя быть оплеванной, осмеянной и... мы понимаем, что были не правы.

Для того, чтобы так сыграть Валентину, нужно быть или гениальной актрисой или... Или отчасти быть настоящей Валентиной.

"Ей действительно присуща эта душевная чистота (innocence). От нее исходит очень редкое ощущение доброты (goodness). И, кроме того, это ощущение доброты, которое не пресыщает. Вот в чем главный секрет очарования этих фильмов."

Вот мы и дошли до попытки выразить словами секрет Ирэн Жакоб. А из всех слов нашлись только два: "innocence" и "goodness". Слова, как ни странно, правильные, хотя этими словами мы говорим не о невинном ребенке и не о добром ангеле. Но объяснить это лучше я не могу.

Кесьлёвский был волшебником. В руках других режиссеров Ирэн не смогла блистать так же ярко. "Она очень способная актриса, но, все-таки, не выдающаяся." - замечает Эндрю - "Фильмы Кесьлёвского создали для нее неповторимый знаковый образ, и в дальнейшем преодолеть его было практически невозможно.

- вот еще один ключ к разгадке. Ирэн, в самом деле, нельзя назвать выдающейся актрисой. Но мы, зрители, как ни странно от этого только выигрываем...

Почти весь наш разговор с Жакоб крутится вокруг фильмов Кесьлёвского. Она охотно рассказывает о деталях своей работы, но почти ничего не рассказывает о себе самой. "Я не люблю отвечать на вопросы о своей личной жизни" - сказала она. ... Но ирония в том, что и "Двойная жизнь Вероники" и "Три цвета: Красный" рассказывают о личности актрисы намного больше чем любое интервью с ней.

... дело в том, что мы живем не в мире, который придумывают создатели фильма. Мы живем здесь, по эту сторону экрана, и для нас важен тот мостик, который связывает фильм и наш мир. И если дело не просто в выдающейся актерской игре, то мы подсознательно чувствуем, что правда фильма остается правдой и после того, как в зрительном зале включат свет.

Легко понять почему почему Ирэн так привлекла его (режиссера). Она была не только фотогеничной, как любая модель - в ней были и особая чувственность и печаль, пленившие его. В Ирэн он нашел свою идеальную музу. ...

Муза. Именно это слово стоит произнести, когда мы говорим о совместной работе Жакоб и Кесьлёвского. Для сравнения - Жюльет Бинош замечательно сыграла в фильме "Три цвета: Синий", она хорошо поняла замысел Кесьлевского (могу судить по интервью) и сделала все, чтобы раскрыть героиню фильма Жюли. В "Красном" было наоборот. Режиссер сумел разглядеть актрису, она вдохновила его сделать историю именно с такой героиней как Валентина, и он сделал все, чтобы Ирэн раскрылась в этом фильме.

Кесьлёвский был требователен к Жакоб. Он хотел не просто актерской игры. Он хотел чтобы она - самая застенчивая актриса на свете - полностью раскрыла свою индивидуальность. В первый же день, когда Жакоб встретилась с Кесьлёвским, он устроил ей несколько испытаний. Она должна была импровизировать на тему некоторых сцен из сценария (...) Он попросил ее участвовать в странном тесте - нужно было изображать, что она читает книгу, написанную человеком, которого любит - "но ведь это была книга о сигарах!" - говорит Ирэн. Он просил ее размышлять об одиночестве и о том, как бы она жила, оставшись одна. ... Но по ее словам, Кесьлёвский отказывался обсуждать с ней темы, лежащие в основе его фильмов. "Это означало бы рассуждать о метафизике, о случае и двойственности. Он сказал, что, поскольку фильм может восприниматься на таком поэтическом уровне, нам нужно быть абсолютно конкретными. Для него метафизика и случай всегда присутствовали в самом обыкновенном - в лучике света, в дожде" - вспоминает она.

Когда я смотрел интервью с актрисами в дополнительных материалах DVD "Три Цвета", я был удивлен и озадачен тем, как Ирэн Жакоб рассказывала о фильме "Красный". Она действительно ни слова не сказала об основных темах, в которых, с моей точки зрения, и заключался смысл фильма. Я бы сказал, что фильм в целом она не поняла! И я был разочарован этим. Но теперь я осознал, что несоизмеримо более важно то, как она сыграла (а может быть прожила) каждый маленький эпизод в этом удивительном фильме.