Decalogue I - III
Теперь по паре предложений о каждом из фильмов Декалога и по нескольку картинок из каждого.
На первом DVD - три фильма Decalogue I, II и III.
DECALOGUE ONE "I AM THE LORD THY GOD. THOU SHALT HAVE NO OTHER GODS BEFORE ME."
На первый взгляд фильм может показаться достаточно прямолинейной иллюстрацией заповеди. Однако, если обратить внимание на то, как показан в фильме главный герой, возникает сомнение — такого человека невозможно считать просто примером в назидание. А если посмотреть на историю совсем с другой стороны, ее можно неожиданно для себя прочитать наоборот — как отрицание заповеди. Тут можно рассуждать, что же именно хотел передать режиссер, однако не стоит забывать, что сценарий писали два человека, причем имеющие различное отношение к религии. Таким образом, внимательный зритель остается не с готовым объяснением, а скорее с вопросами, и начинает размышлять над ними, когда фильм уже закончился. Собственно таков и был подход авторов к непростой теме заповедей, о чем Кесьлёвский пишет в своем "Введении в Декалог".
Но все эти размышления приходят уже потом. А сначала сам фильм, который, как обычно бывает с картинами Кесьлёвского, смотришь не отрываясь на одном дыхании.
DECALOGUE TWO "YOU SHALT NOT TAKE THE NAME OF THE LORD THY GOD IN VAIN."
Типичный для фильмов Декалога сюжет, состоящий в том, что героев помещают в очень сложную нравственную ситуацию. Кстати, в этом фильме я не обнаружил никакой взаимосвязи с заповедью.
Инересно, что здесь встречается прием, который мы впоследствии также увидим в трилогии "Три цвета": камера показывает мир "от первого лица", глазами больного героя.
DECALOGUE THREE "REMEMBER THE SABBATH DAY TO KEEP IT HOLY."
Представьте что вам нужно, придумать современный фильм об этой заповеди. По-моему, просто труба! Однако Кесьлёвский и Песевич смогли выкрутиться (не буду заранее рассказывать как). Вообще, только в конце фильма зритель начнет понимать что тут, черт возьми, происходит. Но и после этого фильм остается ребусом, который можно бесконечно долго отгадывать, уточнять, разбирать детали, сцены и оброненные фразы.
За операторскую работу отвечал Piotr Sobocinski, который также снимал 9-ую часть Декалога, и которому Кесьлёвский впоследствии доверил снимать свой последний (и, пожалуй, самый главный) фильм: "Три цвета: Красный". Работа удалась, и если вы не любитель разгадывать фильмы-ребусы можете просто наслаждаться визуальным рядом.