вторник, августа 29, 2006

The Decalogue. Коротко о фильме

Someone should make a film about the Ten Commandments. You should do it." Кшиштоф Песевич
A terrible idea, of course! Кшиштоф Кесьлёвский (который, однако решил все-таки попробовать)

Как я уже писал, "Декалог" (1988-89) — это десять небольших фильмов, имеющих отношение к 10 заповедям. Изначально планировалось, что Кесьлёвский и Песевич напишут сценарий, а съемку они доверят 10 молодым талантливым режиссерам, для которых это будет отличный шанс показать себя. Работа над сценарием протекала нелегко. Не удавалось выработать сам подход. Ну не снимать же в самом деле наглядную агитацию на темы "не укради" и "не убий"! Решили, что в фильмах будет изображен современный мир — никаких экскурсов в прошлые века, но при этом ничего злободневного, никакой политики. Темы сюжетов — простые и вечные, а, собственно, роль заповеди в фильме — лишь дать отправную точку для размышлений.

Когда сценарий был готов, Кесьлёвский решил, что не хочет отдавать его молодым дарованиям и будет снимать сам. Для того, чтобы избежать однообразия, в каждом фильме снимались разные актеры, и на каждый фильм приглашался свой оператор (director of photography). С другой стороны, были придуманы некоторые штрихи, которые связывали воедино эти совершенно разные истории. Что именно — раскрывать не буду.

"Декалог" не имел бешеного успеха в кинотеатрах, но был очень хорошо принят критикой в разных странах, а количество книг и статей, посвященных этому фильму, просто впечатляет. Для Кесьлёвского "Декалог" стал переломной работой. Раньше он был известен в первую очередь как автор документальных фильмов, а, начиная с "Декалога", снимал только художественное кино, причем глубоко психологическое, я бы сказал интровертное — сконцентрированное на внутреннем мире героев. Мое мнение угадать не трудно: это фильмы которые безусловно стоит посмотреть. В то же время, если вы еще не знакомы с фильмами Кесьлёвского, начать лучше, все-таки, с трилогии "Три цвета" ("Синий", "Белый", "Красный").

1 комментарий:

Unknown комментирует...

"Бешеный успех" - не совсем корректное выражение применительно к фильмам Кесьлёвского, по-моему. "Бешеный успех" у голливудского трэша. А тематика Кесьлёвского - слишком тяжела или "заумна" для большинства - о чем ты и сам упоминал во вводном посте к блогу.
Я читала, однако, что фильм был очень горячо принят зрителями во Франции.
Прости за обилие комментов - не могу удержаться;)